Воспитательная работа
Выставочные материалы Областной выставки по духовно-нраственному и гражданско-патриотическому воспитанию
Парахина Елена Юрьевна
Белозерова Валентина Валерьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области, местечко Свобода, учителя истории
Парахина Е. Ю. +7 906 691-80-28 parahina.peu1974@yandex.ru
Белозерова В. В. +7920261-03-83 belozerova046@mail.ru
Музейная педагогика в формировании духовно – нравственных ценностей и гражданстко – патриотических основ детей и молодежи.
Экспозиционный материал отражает специфику организации работы по формировании духовно – нравственных ценностей и гражданстко – патриотических основ детей и молодежи с помощью сетевого взаимодействия и музейной педагогики в МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.
К сожалению, очевидно, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идет рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.
Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском возрасте. Это кропотливый и систематический процесс, который идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению. Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему!
Чтобы детям было интересно, надо уметь увлечь их, заинтересовать, материал донести доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что многое узнать они могут о войне, героях, традициях и культуре страны на примерах и фактах своего села, его жителях. Музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине (https://vk.com/wall-161817245_3086, https://vk.com/wall-161817245_3077, https://vk.com/wall-161817245_1019,).
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию (https://vk.com/wall-161817245_3983).
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Около 20 лет в МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» действует Научное общество учащихся «Интеллект», которое ежегодно проводит «День науки». Это ученическая Научно-Практическая Конференция, которая стала значимым школьным событием. В течение учебного года школьники работают на базе наших социальных партнеров: Военно – исторический музей «Командный пункт Центрального фронта», Историко – культурный центр и монастырь «Коренная пустынь», Музей – усадьба Афанасия Фета, где изучают архивы, знакомятся с экспозицией (https://vk.com/wall-161817245_4034, https://vk.com/wall-161817245_4028, https://vk.com/wall-161817245_3977, https://vk.com/wall-161817245_3604, https://vk.com/wall-161817245_2950, https://vk.com/wall-161817245_3092, https://vk.com/wall-161817245_3092, https://vk.com/wall-161817245_4266, https://vk.com/wall-161817245_3990, https://vk.com/wall-161817245_2322, https://vk.com/wall-161817245_3865, https://vk.com/wall-161817245_2208, https://vk.com/wall-161817245_2191, https://vk.com/wall-161817245_953).
В прошлом учебном году 3 исследовательских проекта стали призерами Всероссийских историко-литературных чтений «Живая память потомков», которые проводил в Россошанский филиал «Губернского педагогического колледжа» (https://disk.yandex.ru/i/-UdFVBg8qc-zaw, https://disk.yandex.ru/i/2uXQv1031lbp-A, https://vk.com/wall-161817245_3811 ).
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Активная экскурсионная деятельность подтолкнула учащихся школы начать исследование памятников культуры нашего поселка. Посещение музея Командный Пункт Центрального фронта» помогло ребятам в работе над исследовательскими проектами «Танк Победы», «Техника Великой Отечественной войны», «Подполковник Воробьев». Поездки в усадьбу Фета вдохновили школьников на работы: «Имение Фета вчера, сегодня, завтра», «Знаменитые гости усадьбы Фета» и другие. (https://vk.com/wall-161817245_3146 , https://vk.com/wall-161817245_2188 , https://disk.yandex.ru/d/KscZIa17Mupldw, https://vk.com/wall-161817245_2200)
С момента внедрения новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. После начала специальной военной операции посещение музеев Курской области перешло в дистанционный формат. Виртуальные экскурсии расширили возможности внеурочной деятельности, ведь отличительной чертой данного вида экскурсий являются доступность, возможность осмотра объекта в любое удобное время. (https://vk.com/wall-161817245_3390 )
В итоге Свободинские школьники разработали собственную виртуальную экскурсию «Чудеса Золотухинского района», которая стала победителем Всероссийского конкурса «Краеведы России». (https://cloud.mail.ru/public/wixK/QMuEqbwvK)
Так же в своей работе мы используем музейный квест - это замечательный способ совместить интересный отдых с познавательным процессом. Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, мы находим источники информации, осмысливаем и перерабатываем её, накапливая знания, учимся применять их в нестандартных ситуациях. Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с особенностями, историческими фактами малой родины. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с интересными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории. (https://vk.com/wall-161817245_2621, https://vk.com/wall-161817245_4028,
https://vk.com/wall-161817245_2570, https://vk.com/wall-161817245_2950 )
Одной из форм работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. (https://vk.com/wall-161817245_3064, https://vk.com/wall-161817245_3935, https://vk.com/wall-161817245_3917, https://vk.com/wall-161817245_2154, https://vk.com/wall-161817245_1155, https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3429 )
Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, изобразительного искусства и др. Для уроков истории в собранных материалах школьного музея можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. Привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» обучающиеся готовят сообщения о земляках-участниках войны, пишут творческие работы (сочинения, стихи) о мужестве солдат и тружениках тыла родного края. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.( https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3600, https://vk.com/wall-161817245_3463, https://vk.com/wall-161817245_3438, https://vk.com/wall-161817245_3429, https://vk.com/wall-161817245_3403, https://vk.com/wall-161817245_3256, https://vk.com/wall-161817245_3232, https://vk.com/wall-161817245_3231, https://vk.com/wall-161817245_3171, https://vk.com/wall-161817245_3167, https://vk.com/wall-161817245_3132, https://vk.com/wall-161817245_2596, https://vk.com/wall-161817245_2200, https://vk.com/wall-161817245_2008, https://vk.com/wall-161817245_1816, https://vk.com/wall-161817245_2188 )
В декабре 2022 года школьный краеведческий музей стал ПОБЕДИТЕЛЕМ Областного смотра – конкурса на лучшую организацию туристско – краеведческой работы (https://vk.com/wall-161817245_1776).
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.