МБОУ "Свободинская средняя общеобразовательная школа"
Курская область, Золотухинский район, м. Свобода
  • Воспитательная работа

    Выставочные материалы Областной выставки по духовно-нраственному и гражданско-патриотическому воспитанию

    Парахина Елена Юрьевна

    Белозерова Валентина Валерьевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области, местечко Свобода, учителя истории

    Парахина Е. Ю. +7 906 691-80-28 parahina.peu1974@yandex.ru

    Белозерова В. В. +7920261-03-83 belozerova046@mail.ru

    Музейная педагогика в формировании духовно – нравственных ценностей и гражданстко – патриотических основ детей и молодежи.

    Экспозиционный материал отражает специфику организации работы по формировании духовно – нравственных ценностей и гражданстко – патриотических основ детей и молодежи с помощью сетевого взаимодействия и музейной педагогики в МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.

    К сожалению, очевидно, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идет рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.

    Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском возрасте. Это кропотливый и систематический процесс, который идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению.  Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему!

    Чтобы детям было интересно, надо уметь увлечь их, заинтересовать, материал донести доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что многое узнать они могут   о войне, героях, традициях и культуре страны на примерах и фактах своего села, его жителях. Музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине (https://vk.com/wall-161817245_3086, https://vk.com/wall-161817245_3077, https://vk.com/wall-161817245_1019,).

    Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию (https://vk.com/wall-161817245_3983).

    Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Около 20 лет в МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» действует Научное общество учащихся «Интеллект», которое ежегодно проводит «День науки». Это ученическая Научно-Практическая Конференция, которая стала значимым школьным событием. В течение учебного года школьники работают на базе наших социальных партнеров: Военно – исторический музей «Командный пункт Центрального фронта», Историко – культурный центр и монастырь «Коренная пустынь», Музей – усадьба Афанасия Фета, где изучают архивы, знакомятся с экспозицией (https://vk.com/wall-161817245_4034, https://vk.com/wall-161817245_4028, https://vk.com/wall-161817245_3977, https://vk.com/wall-161817245_3604, https://vk.com/wall-161817245_2950, https://vk.com/wall-161817245_3092, https://vk.com/wall-161817245_3092, https://vk.com/wall-161817245_4266, https://vk.com/wall-161817245_3990, https://vk.com/wall-161817245_2322, https://vk.com/wall-161817245_3865, https://vk.com/wall-161817245_2208, https://vk.com/wall-161817245_2191, https://vk.com/wall-161817245_953).

    В прошлом учебном году 3 исследовательских проекта стали призерами Всероссийских историко-литературных чтений «Живая память потомков», которые проводил в Россошанский филиал «Губернского педагогического колледжа» (https://disk.yandex.ru/i/-UdFVBg8qc-zaw, https://disk.yandex.ru/i/2uXQv1031lbp-A, https://vk.com/wall-161817245_3811 ).

    В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Активная экскурсионная деятельность подтолкнула учащихся школы начать исследование памятников культуры нашего поселка. Посещение музея Командный Пункт Центрального фронта» помогло ребятам в работе над исследовательскими проектами «Танк Победы», «Техника Великой Отечественной войны», «Подполковник Воробьев». Поездки в усадьбу Фета вдохновили школьников на работы: «Имение Фета вчера, сегодня, завтра», «Знаменитые гости усадьбы Фета» и другие. (https://vk.com/wall-161817245_3146 , https://vk.com/wall-161817245_2188 ,  https://disk.yandex.ru/d/KscZIa17Mupldw, https://vk.com/wall-161817245_2200)

    С момента внедрения новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. После начала специальной военной операции посещение музеев Курской области перешло в дистанционный формат. Виртуальные экскурсии расширили возможности внеурочной деятельности, ведь отличительной чертой данного вида экскурсий являются доступность, возможность осмотра объекта в любое удобное время. (https://vk.com/wall-161817245_3390  )

    В итоге Свободинские школьники разработали собственную виртуальную экскурсию «Чудеса Золотухинского района», которая стала победителем Всероссийского конкурса «Краеведы России». (https://cloud.mail.ru/public/wixK/QMuEqbwvK)

    Так же в своей работе мы используем музейный квест - это замечательный способ совместить интересный отдых с познавательным процессом. Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, мы находим источники информации, осмысливаем и перерабатываем её, накапливая знания, учимся применять их в нестандартных ситуациях. Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с особенностями, историческими фактами малой родины. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с интересными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории. (https://vk.com/wall-161817245_2621, https://vk.com/wall-161817245_4028,

    https://vk.com/wall-161817245_2570, https://vk.com/wall-161817245_2950 )

    Одной из форм работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. (https://vk.com/wall-161817245_3064, https://vk.com/wall-161817245_3935, https://vk.com/wall-161817245_3917, https://vk.com/wall-161817245_2154, https://vk.com/wall-161817245_1155, https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3429  )

             Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, изобразительного искусства и др. Для уроков истории в собранных материалах школьного музея можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. Привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» обучающиеся готовят сообщения о земляках-участниках войны, пишут творческие работы (сочинения, стихи) о мужестве солдат и тружениках тыла родного края.  Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.( https://vk.com/wall-161817245_3724, https://vk.com/wall-161817245_3600, https://vk.com/wall-161817245_3463, https://vk.com/wall-161817245_3438, https://vk.com/wall-161817245_3429, https://vk.com/wall-161817245_3403, https://vk.com/wall-161817245_3256, https://vk.com/wall-161817245_3232, https://vk.com/wall-161817245_3231, https://vk.com/wall-161817245_3171, https://vk.com/wall-161817245_3167, https://vk.com/wall-161817245_3132, https://vk.com/wall-161817245_2596, https://vk.com/wall-161817245_2200, https://vk.com/wall-161817245_2008, https://vk.com/wall-161817245_1816, https://vk.com/wall-161817245_2188 )

    В декабре 2022 года школьный краеведческий музей стал ПОБЕДИТЕЛЕМ Областного смотра – конкурса на лучшую организацию туристско – краеведческой работы (https://vk.com/wall-161817245_1776).

    Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie